Дроби. Рациональные числа
__________________________________________________________________________________________________
Содержание
_______________________________________________________________________________________________
Дроби
Число – это удобный инструмент для решения различных задач. Посмотрим теперь, какие задачи можно решить с помощью этого инструмента.
Пример 1
Два брата работали, один – минут, второй –
минут. Мама решила отблагодарить сыновей и принесла торт. Как справедливо разделить торт между братьями?
Как это сделать? Для торта задача кажется не очень простой, так как торт – это одно целое, а разделить нужно на части.
Решим сначала более простую задачу, пусть у нас будет не торт, а пирожных.
Тогда понятно: один работал раза по
минут:
, а второй –
раз по
минут:
, то есть каждые
минут можно оценить в одно пирожное. Значит, первому достанется
пирожных, а второму –
.
Попробуем задачу с тортом свести к задаче с пирожными. Для этого торт разрежем на одинаковых частей, каждую часть можно считать эквивалентом одного пирожного.
Значит, первому брату должно достаться такие части, а второму –
, то есть первому –
торта, а второму –
.
Можем сделать вывод: для решения некоторых задач удобным инструментом являются дроби. Можно было не вводить дроби, а ввести новые единицы измерения. Например, была единица измерения – торт, а мы разделим его на равных частей, у нас есть новая единица – часть торта (
торта). Получается, что дроби не так уж нужны. Но тогда для каждой отдельной задачи нужно будет вводить новые единицы измерения. Поэтому использование дробей унифицирует подход к решению подобных задач.
В школе много внимания уделяется технике работы с дробями, однако важным является и само понятие дробь, а также ограничения при работе с ними. Одно из таких ограничений, свойств дроби: дробь – это часть чего-то. А значит, для того чтобы сложить две дроби, две части чего-то, это «что-то» должно быть одинаковым. Как, например, мы не можем сложить ручки и
карандаша, оставшись в категории ручек и карандашей, можно лишь сказать, что у нас есть
пишущих предметов, нужно ввести новое понятие.
Рассмотрим такой пример. У нас есть яблок, возьмём из них
яблока, то есть
. Аналогично из еще
яблок возьмём
яблока, то есть
. Теперь если мы сложим, то получим
яблока, которые мы взяли из
, то есть
.
Получилось, что . Кажется, что это парадокс, но никакого парадокса здесь нет, ведь
мы считали от разных величин:
.
В левой части сократили на , а в правой – на
, поэтому и получили ошибку.
То есть важно помнить, что дробь – это часть чего-то. Решая примеры, мы всегда предполагаем, что все дроби в нем – части одного и того же количества.
__________________________________________________________________________________________________
Как поделить что-то неоднородное
Вернемся к примеру с тортом, его легко было разделить на равные части, а если у нас есть, например, разных грибов.
Как их поделить поровну? Если каждому по , то это нечестно, ведь грибы все разные. Однако всё же есть способ, как разделить их справедливо. Один может поделить грибы на две равные, по его мнению, части, а второй – выбрать любую из них. Тогда деление будет справедливым: если первый одну из частей сделает явно больше, то её выберет второй, и первый сам себя накажет. Значит, он постарается разделить грибы поровну. Ну а второй сам выбирает свою часть, поэтому точно не может считать делёж несправделивым.
__________________________________________________________________________________________________
Сложение дробей
За время похода мы прошли км, за первый час –
пути, за второй час –
пути. Какую часть пути мы прошли за
часа?
Эта задача кажется несложной, пути – это
км,
пути – это
км, значит, за
часа мы прошли
км из
км, то есть
.
Данный пример решается легко. А что делать в другом случае, когда, например, весь путь км? В таком случае нам просто нужно разделить путь на
равных частей, и тогда мы снова получим
.
То есть нужно разбить на какое-то количество частей, а как его определить? В данном примере нам нужно такое количество частей, от которого легко найти третью и четвертую часть (такое число является общим кратным чисел и
).
Если бы были другие части, например, прошли и
, тогда удобно было бы поделить на
частей. И так для любого случая. В этом идея наименьшего общего кратного и работы с дробями (приведение дробей к общему знаменателю для того, чтобы сложить или вычесть дроби).
__________________________________________________________________________________________________
Итоги
До этого мы говорили о числовых множествах (натуральные числа, целые числа). Как же дроби связаны с множествами? Когда мы ввели такой инструмент, как дроби, мы ввели множество рациональных чисел. Все числа, которые представимы в виде дроби (, где
,
– целые,
), образуют множество рациональных чисел. В это множество входят все целые числа, так как любое целое число представимо в таком виде (например, дробь со знаменателем
).